+7 (495) 233-99-80
+7 (495) 233-99-81
stype
stype
stype
Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон
Удобное время звонка

Звоните нам бесплатно

при помощи

WhatsApp

+7(916) 200-30-50
+7(915) 025-65-30

Звоните нам бесплатно

при помощи

Viber

+7(916) 200-30-50
+7(915) 025-65-30

Этикетки: полный цикл, от дизайна до готовой продукции.

Типография полного цикла: флексопечать и типоофсет

Как сделать интересную и экономически успешную этикетку с оригинальным дизайном и исполнением? Именно такой заказ поступил в дизайн-студию ООО «Старпол». Поймать и воплотить образ, который будет понятен, изящен и в итоге принят любым обывателем — сложнейшая дизайнерская задача. Единственный способ её решить — применить комплексный подход. Но как это сделать? В первую очередь, поняв задачу, объяснить себе, какими именно способами её можно решить, и определить этапы решения. Шаг за шагом! Необходимо сформулировать идею, выработать концепцию — чёткую последовательность реализации. И если ошибся, за результат будет стыдно. Ведь готовый продукт должен воплощать психоэмоциональный образ, которого добивалась группа разработчиков при изготовлении этикетки. И возникает он на основе взаимодействия графических решений, полиграфического исполнения и креативной составляющей при печати в типографии. Обдумав всё, мы поняли, что стоим на пороге необходимости диверсификации своего производства этикеток. Потому что традиционными способами красивый и необычный проект не сделать.

 

Высокая печать или флексо?

Как сделать интересную и экономически успешную этикетку с оригинальным дизайном и исполнением? Именно такой заказ поступил в дизайн-студию ООО «Старпол». Поймать и воплотить образ, который будет понятен, изящен и в итоге принят любым обывателем — сложнейшая дизайнерская задача. Единственный способ её решить — применить комплексный подход. Но как это сделать? В первую очередь, поняв задачу, объяснить себе, какими именно способами её можно решить, и определить этапы решения. Шаг за шагом! Необходимо сформулировать идею, выработать концепцию — чёткую последовательность реализации. И если ошибся, за результат будет стыдно. Ведь готовый продукт должен воплощать психоэмоциональный образ, которого добивалась группа разработчиков при изготовлении этикетки. И возникает он на основе взаимодействия графических решений, полиграфического исполнения и креативной составляющей при печати в типографии.

Обдумав всё, мы поняли, что стоим на пороге необходимости диверсификации своего производства этикеток. Потому что традиционными способами красивый и необычный проект не сделать. Как мы стали реаниматорами высокой и флексопечати при печати самоклеящейся этикетки? Как сделать статистический изображение высокохудожественным произведением, эстетским, не побоюсь этого слова, проектом? Вырисовывались два пути: либо сотворить нечто совсем новое, что в принципе возможно, но не нашими ресурсами, либо стилизовать проект так, чтобы он не только сразу привлёк внимание, но и заставил с любопытством и удивлением долистать журнал до конца, в котором хранятся образцы наших этикеток. Мучительные раздумья привели к необходимости соблюсти принцип максимальной документальности. Что такое Китай в привычных ассоциациях? ХХ век, колонизаторы, миссионеры, киты, бриллианты, первый паровоз на континенте, начало становления экономики. Как реализовать? Компьютерная имитация горячего набора — слабовато, сразу понятно, что имитация.

Офсетная печать или флексоформы?

Может быть, но мы же хотели уйти от традиционности! Иллюстрации в колониальном стиле? Что-то в этом есть от качественной, но тупой этикетки… Дизайнеры «Старпол», посоветовавшись с техническим директором Виктором Огарышевым, решили отказаться от любой имитации, применить ныне редко использующийся в классическом виде способ высокой печати и сделать не просто уникальный каталог этикеток, но настоящий библиографический раритет самоклеящихся этикеток. Технология высокой печати, флексопечати, которая сегодня едва упоминается в полиграфических учебных заведениях, была широко распространена вплоть до 90-х годов ХХ века, а на заре промышленной полиграфии вообще использовалась повсеместно при печати этикеток, и другой полиграфической продукции. Концептуальность выбора способа печати заключалась и в том, что в издании было много информации специфического характера — текстов. А высокая печать, как и флексопечать, как нельзя лучше подходит для передачи текста, плашек, штриховых изображений и растровых изображений. Придумал дизайн — мучайся с воплощением этикетки! На уровне концепции идея была сформулирована, но её воплощение потребовало учесть и просчитать невероятное количество нюансов. Если мы решили сделать продукт с помощью настоящей высокой печати или флексопечатью, то никакие компромиссы и промежуточные решения не подходят. Поиск бумаги оказался сложнее, чем мы предполагали. По замыслу самоклеящаяся этикетка должена напоминать подшивку старых, выцветших китайских отпечатков. Какая бумага будет соответствовать? Почти сразу отказались от меловки, поскольку все найденные и апробированные марки мелованной бумаги оказались слишком тёмными и непрочными, сильно впитывали краску и не были рассчитаны на давление, создаваемое при высокой или флексопечати. Мы искали от Европы до Омска и почти случайно обнаружили т. н. кабельную бумагу. Жёсткая, гораздо прочнее меловки техническая бумага не рвалась и выдерживала давление, практически не продавливаясь. В оформлении задействовали элементы северной тематики. Появилась суперэтикетка с рисунками в технике литографии, имитирующими наскальную живопись. Если присмотреться к рисункам на этикетке, то становится понятно, что изображённые на них местные жители что-то считают, используя разные подручные средства, например, бусы. Весь макет самоклеящейся этикетки разрабатывался специально под высокую или флексо печать. Заголовки, фотографии, таблицы, схемы, карта, элементы колонтитула — всё должно было печататься со специально изготовленных клише для печати этикеток. Есть такая типография! В принципе, мы были готовы к тому, что, затеяв абсолютно оригинальный проект, столкнёмся с трудностями. Путь от идеи до воплощения был любопытным, но хлопотным. Иногда казалось, что полиграфической базы мы так и не найдём. Прочесав столицу, мы стали удаляться от неё всё дальше. И единственным городом, в котором представилась возможность организовать полный цикл производства (изготовление клише, набор и печать), оказалась Москва, где в типографии обнаружилось давно используемое оборудование для высокой и флексопечати. Технологическая цепочка процессов высокой и флексопечати начинается с изготовления форм. Печатающие элементы форм высокой и флексопечати расположены в одной плоскости, пробельные углублены, чтобы в них при печати не попадала краска. Сами формы зависят от способа изготовления (из металла или фотополимеров). Сейчас в высокой печати чаще применяют гибкие фотополимерные. Линотип, на котором набирается текст издания, был опечатан, когда мы в первый раз приехали в Московскую типографию "Старпол".

Есть три основных типа наборных машин для высокой печати: строкоотливные, буквоотливные и крупнокегельные строкоотливные. Для набора текста издания мы использовали первые, т. е. линотипы.

До повсеместного распространения фотонабора они были основным наборным оборудованием не только в высокой, но в офсетной и глубокой печати. На линотипах изготавливают монолитные металлические строки с рельефной печатающей поверхностью. Это сложное устройство из трёх главных элементов: наборного, отливного и разборочного аппаратов - не подходят. Клише, с которых печатались этикетки, готовились так: после травления они одевались на магнитные валы. Это был наш не первый опыт высокой печати, поэтому приходилось на практике постигать и приспосабливаться к особенностям знакомой технологии в нащей типографии. Следующим шагом стало изготовление клише для самоклеящихся этикеток. Из трёх разновидностей (штриховые, растровые и комбинированные) нас интересовали только настоящие полимерные флексоформы. Это был принципиальный момент, поскольку именно твёрдый полимер соответствовал первоначальному дизайнерскому замыслу: создать эффект максимальной достоверности и соответствия этикетки технологическим приёмам 10-летней давности. Человек, без которого создать такое клише просто невозможно, — квалифицированный фотограф высокой квалификации. Процесс изготовления клише включал две операции: получение кислотостойкой копии на флексоформной формной пластине путём экспонирования в копировальной раме контактного копирования и химическое травление для углубления пробельных элементов. Перед экспонированием в центрифуге на микроцинковую пластину толщиной 1-3 мм наносился копировальный раствор, содержащий соли хромовой кислоты (светочувствительный слой).

Далее полимерная пластина экспонировалась через негативы, в результате чего задубливался копировальный слой на печатающих элементах будущей формы. Незадубленный слой сохранял растворимость в воде и удалялся с пробельных элементов, оставляя чистую пластмассовую поверхность. После этого к процессу подключился флесоформщик. Вся поверхность пластины подверглась воздействию эмульсии из водного раствора азотной кислоты. Травление происходило только на участках, незащищённых задубленным покрытием, в результате чего и возник искомый рельеф. Травление должно направляться вглубь и осуществляться на отдельных участках формы различное время в зависимости от глубины пробельных элементов: меньше глубина — короче время травления. Метод называется однопроцессным эмульсионным травлением на микропластике и используется не только для изготовления штриховых, но и растровых флексоформ. Глубина травления штриховых клише на полимерных пластинах зависит от расстояния между штрихами — чем оно больше, тем глубже пробельные элементы. Для оптимального флексопечатного процесса при печати этикетки требуется не только определённая глубина пробельных элементов, но и трапециевидный профиль печатающих. Качество травления флексоформ проверялось так: на него вручную красочным валиком накатывалась типографская UV краска и на ручном же пробопечатном станке делался оттиск. Флексополимериограф проверял его на предмет чёткости изображения и отсутствия отмарывания, возникающего, если отдельные участки печатающих элементов плохо протравились.

Готовые клише подгоняли по высоте, и одевали на магнитный вал. Рост клише вместе с подставкой должен был равняться 2,51 мм. Шестикрасочная планетарнопечатная машина CDS для печати этикеток, состоит из центрального барабана, красочного аппарата, печатного цилиндра, талера и бумаговыводного устройства. Рулоны бумаги вручную позиционируются в передних упорах непрерывно вращающегося печатного цилиндра. В это время начинается рабочий ход талера, на котором закреплена печатная форма, из крайне левого в крайне правое положение. При этом на форму накатными валиками красочного аппарата наносится печатная краска. Цилиндр с захваченным рулоном бумаги опускается, и печатная форма контактирует с бумажным потоком. Оттиск получается за первый оборот цилиндра. Затем он поднимается и начинает второй оборот, пока талер возвращается в исходное положение, не касаясь формой печатного цилиндра, а готовый оттиск транспортируется рулонным устройством на приёмный стол. Производительность ротационной флексомашины высока — около 400000 обототов в час. Работали на ней печатник и приёмщик, следивший за качеством оттисков. Особенностью подготовки к печати этикетки была приладка — выравнивание или перераспределение давления на отдельных участках флексоформы. Разное давление ухудшает качество оттиска и ведёт к отмарыванию. Естественно, полностью избежать погрешностей печати не удалось, да это и не требовалось по замыслу. После того, как тираж был отпечатан, производилась его сборка (помимо высокой печати в одну краску в журнале есть цветные вставки) и отделка методом флексопечати. Как только возникла идея воплотить проект таким необычным способом, эта небольшая типография заболела желанием его реализовать так же сильно, как бразильская торсида на мундиале. Готовы ради этикетки были практически на всё. Два месяца люди прожили в типографии. И не только потому, что очень хотелось довести дело до желаемого результата — сотни и сотни мелких и крупных проблем требовали немедленного решения. А оно всякий раз тянуло за собой очередную препону… Если бы часть забот они переложили на плечи исполнителей, проект просто не состоялся. Сколь ни гениален дизайнерский замысел, сам по себе он не живёт! А вывод таков: поиск новых технологических решений, отход от традиционных способов исполнения сегодня становится главным. Высокие технологии, в т. ч. и в полиграфии и флексоформах, развиваются быстро. Иногда — быстрее, чем поколение дизайнеров и полиграфистов успевает осмыслить, переварить, вычерпать всё, что они предлагают. Парадокс — мы проскакиваем мимо возможностей, не успев понять даже того, что они в принципе существуют, гонясь за всё более новыми и удобными технологиями. Разумеется, понять и успеть использовать всё самое новое невозможно. Зато можно попробовать мыслить нестандартно! Только так создаётся нечто, выбивающееся из ряда очень качественных, но абсолютно понятных с точки зрения современной дизайнерской мысли и технологических ресурсов продуктов.

Мы держим в руках то, чем вполне можно гордиться. Самоклеящаяся этикетка, напечатанная способом высокой и флексопечати. Получив первые готовые этикетки, мы воочию убедились, что никакой имитацией не добьёшься того, чтобы ни один из оттисков не походил на другой. Главное, мы точно знали — так этикетки не делает никто. Конечно, мы говорили о частном случае. Был выполнен конкретный заказ оригинальным способом — печать самоклеящейся этикетки высокой печатью. Из этого не следует, что всем надо немедленно броситься к старым технологиям. Речь о другом. Рассуждая о диверсификации, мы показали, что в стремлении достигнуть результата, нельзя игнорировать весь опыт, накопленный мировой полиграфией. Мы сделали только один шаг в сторону и наткнулись на уникальное дизайнерское и технологическое исполнение. Может быть, наш пример поможет коллегам расширить круг поиска новых решений для реализации своих задач. У нас получилось. Несомненно, современные дизайн и полиграфия де факто становятся субъектами диверсификации, которая нашу компанию вывела на иной уровень осмысления собственных возможностей при печати этикетки. <<< назад

...... Мы будем рады видеть Вас в нашей дизайн-студии по созданию самоклеящийся этикетки......

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить